Биография
Дискография
Тексты песен
Литературные опусы
Фотоальбом
 
 
Новости
Гостевая книга
criziz@esstel.ru
 
 
   
 


“КРИЗИС (греч.) – исход, результат.”
Большая Советская Энциклопедия


_______________________________________________________________

Глава 1 “ Начало”

Все начиналось в учебном заведении АЗИ города Баку в 1987 году. Два студента – химика Валерий Кутюмов и Дмитрий Грахов познакомились во время одной из лекций.

“ Я сидел за одним столом с парнем которого звали Дима – вспоминает Кутюмов – Честно говоря эти лекции мне были “до лампочки” так как в институт я поступил по настоянию родителей. Я машинально рисовал в тетради различные модели гитар. Парень сидевший рядом, что-то увлеченно писал в своей тетради. Меня заинтересовало, что это за “ботаник” рядом со мной и я заглянул через плечо в его конспект.Какого же было мое удивление, когда я увидел что он рисует синтезатор.”

Выяснилось, что Грахов также как и Кутюмов имеет склонность к сочинению песен и планирует создать свою “команду”. В тот же вечер они, сбежав с лекций, поехали к Грахову домой и до поздней ночи проигрывали друг другу песни собственного сочинения.

Вспоминает Кутюмов: “ С первых минут нашего знакомства я понял что Дима тот человек который мне нужен. Мы понимали друг друга с полуслова: когда он брал аккорд на гитаре, я уже знал какой будет следующим. Мы сидели у него до 2-х ночи и взахлеб рассказывали друг другу о своих планах создания собственной группы. Это было невероятно, что я мог встретить такого единомышленника как Дима. Мне до сих пор его очень не хватает”

_______________________________________________________________

Глава 2 “ День рождения”

Костяк группы был создан: решили что Кутюмов будет играть на гитаре, а Грахов возьмет на себя клавишные. Оставалось найти бас-гитариста и барабанщика. Тогда Грахов вспомнил, что по соседству с ним живет его товарищ который раньше играл в Доме пионеров на бас-гитаре и к тому же здорово пел.

Не откладывая в “долгий ящик”, Грахов позвонил к нему и пригласил его к себе домой. Около 15.00 все трое собрались у Грахова дома.

Вспоминает Кутюмов: “ Когда позвонили в дверь, Дима пошел открывать и через пару минут вошел какой-то парень, напоминавший Портоса. Вид, честно говоря, был далек от образа “бравого рокера”, к тому же в руках у него был букет цветов и торт.” Это был Евгений Булычев, в дальнейшем длительное время игравший в группе на бас-гитаре и исполнявший все вокальные партии.

Булычев присел на диван и сразу же сказал, что ему скоро идти на день рождения к своей знакомой и поэтому у него очень мало времени. В тот день, Булычев на день рождения не попал.

Вспоминает Кутюмов: “Разошлись мы в тот день поздновато. У Женьки оказался очень сильный и красивый голос. Мы с Димой наперебой показывали ему свои песни, а Женька хлопал себя по коленке и говорил: “Класс!”. Короче. он оказался нашим единомышленником”.

Позже они вспомнили этот день (23 ноября 1987г.), он и стал официальным днем рождения группы.

_______________________________________________________________

Глава 3 “ Боря Драбкин”

Были идеи, были песни, были единомышленники, не хватало только барабанщика. Начались поиски по домам культуры, клубам и знакомым. Параллельно готовился материал, писались новые песни.

Недели через две, Грахов и Кутюмов в поисках репетиционной базы зашли в один из городских ДК. На сцене репетировал ВИА. На всех инструментах играли девочки-подростки,но внимание ребят привлек парень сидевший за ударной установкой. Поведение на сцене, манера игры понравились и барабанщик был приглашен на “разговор”. Сначала он не соглашался, ссылаясь на отсутствие свободного времени, но когда ему сказали, что он может хотя бы попробовать, он согласился. Больше Драбкин в ВИА не появился. Боря был единственным, кто имел какое-то музыкальное образование (два раза в неделю он занимался с частным преподавателем по классу ударных).

Сформировав состав и назвавшись “Кризис”, ребята стали готовится к концертной деятельности.

_______________________________________________________________

Глава 4 “Первые шаги”

Город Баку тех лет представлял собой “невспаханную целину” по части самодеятельной рок-музыки. Перестройка Горбачева разворошила муравейник и каждый стал зарабатывать любыми доступными способами. Процветали кооперативы. Директора клубов и ДК брали под свою “крышу” самодеятельные поп и рок группы, лишь бы они собирали залы и приносили доход.

Под крышей одного из таких ДК нашли приют ребята из “Кризиса”. В ДК “Электроучастка” им предоставили аппаратуру с условием четыре раза в месяц давать “официальные” концерты. Дела понемногу стали налаживаться.

“ Нам было все равно где играть, -вспоминает Кутюмов- Лишь бы нам не мешали репетировать собственные песни”.

_______________________________________________________________

Глава 5 “Тандем”

Параллельно с “Кризисом”, в ДК базировалась еще одна “самопальная” команда- “Черный город”, которая играла музыку в стиле “хеви-метал”.

Вспоминает Кутюмов: “ Ребята играли довольно профессионально, по крайней мере на порядок выше нас, да и выглядели соответственно, но после 3-4 их песен у меня начинала болеть голова”.

У “Кризиса” и “Черного города” была одинаковая проблема: и те и другие хотели выступать, но ни у кого не хватало материала для сольной программы. Поэтому было принято решение выступать совместно. “Кризис”, как группа играющая более “мягкую” музыку, должен был выступать первым. У “Черного города” был парень, который занимался организацией концертов. Его звали Назим Самедов.

_______________________________________________________________

Глава 6 “ Назим Самедов”

Если бы в городе Баку жил Остап Бендер, то его звали бы Назим Самедов. Это был человек неутомимой энергии, который “фонтанировал” идеями по раскрутке группы и организации концертов. Не имея творческих способностей, он компенсировал это умением найти общий язык с чиновниками, кассирами, билетерами и другими людьми задействованными в концертной деятельности.

Вспоминает Кутюмов: “ Назим мог уболтать любого администратора. Он заходил в кабинеты с таким видом, будто участвовал в раскрутке, по-крайней мере, Элтона Джона! Когда мы выходили от очередного бюрократа, тот чуть ли не с благоговением смотрел вслед Назиму. Я понял, что такой человек нам нужен.”

К середине 1988 года Самедов занимался только группой “Кризис”.

_______________________________________________________________

Глава 7 “Концерты, фестивали, конкурсы”

Итак, тандем “Кризис”-“Черный город” начал свою концертную деятельность. На волне энтузиазма, не имея своей аппаратуры, тандем стал разъезжать по клубам города. Не упускали случая выступить в школах и даже воинских частях.

Вспоминает Кутюмов: “ Нам нужна была практика и опыт по нахождеию общего языка с аудиторией. Назим организовывал концерты где только можно. У меня где-то сохранилась пара почетных грамот от командования воинских частей.”

После двух месяцев существования, тандем распался. Обе группы уже набрали творческого “багажа” чтобы выступать самостоятельно. Впоследствии, “Черный город” безуспешно пытался осесть в Москве, часть коллектива уехала за рубеж, а остальные затерялись где-то в просторах России.

“Кризис”, при поддержке “пробивного” Самедова, выступил на фестивале “Ивановская альтернатива-89”, где занял второе место, а так же на городском фестивале “Мы вместе!”. Продолжались концерты в городских клубах.

_______________________________________________________________

Глава 8 “Все течет, все меняется…”

В конце 1988 года барабанщик “Кризиса” Борис Драбкин эмигрирует в США. Это была ощутимая потеря для группы.

“Из всех последующих составов группы, этот состав был самым лучшим,-вспоминает Кутюмов-Не в плане профессионализма, а в плане взаимоотношений между нами. Мы жили как одна семья. Я часто вспоминаю один случай, когда мы заключили договор на два концерта, а Боря должен был уезжать в Москву. Его квартиру уже опечатали, родители уже были в Москве и ждали его. Ради этих концертов, Боря задержался в Баку и только после этого улетел в США. Я ему очень за это благодарен.”

После ухода Драбкина, группу покидает Булычев. Оставшиеся музыканты прглашают в группу Виктора Макарова (бас-гитара), Михаила Вихляева (вокал) и Эльмана Абдуллаева (ударные). В таком составе группа просуществовала около полугода и успела выступить на фестивале в Ивановке.

После январских событий в Баку, Грахов уезжает в Воронеж, а Кутюмов в Москву. После возвращения из Москвы, Кутюмову приходится начинать практически все “с нуля”. Связавшись с Булычевым, он уговаривает его начать концертную деятельность. Барабанщиком группы временно становится Вадим Михалкин. Группа готовит материал и налаживает контакты с директорами ДК. В этот период в группу приходит давний друг Булычева, Олег Ермаков. Втроем они начинают выступать в небольших клубах. Но на дворе 1991 год: развал СССР, Карабахский конфликт. Ситуация в городе неспокойная. В тот период можно отметить выступление “Кризиса” на фестивале “Рок-панорама” прошедшего на сцене Зеленого театра.

Не видя перспективы, Булычев вновь покидает группу. Ермаков “садится” на бас-гитару, Кутюмов вплотную занимается клавишными инструментами, а на место лидер-гитариста приглашается Магомед Рамазанов (экс-гитарист групп “Комендантский час” и “Панорама”). Перед группой опять встает проблема поиска вокалиста и барабанщика.

Сев под “крышу” ДК “Современник”, музыкаты знакомятся с художественным руководителем клуба Рамодиным Борисом Александровичем.

Он предлагает им взять двух музыкантов официально работающих в ДК. Ими оказались Дмитрий Султанов (вокал) и Худиев Полад (ударные).

_______________________________________________________________

Глава 9 “Борис Александрович”

Человек, более половины жизни отдавший творческой деятельности, интеллигент до “мозга костей”, он многое сделал для “Кризиса”.

Вспоминает Кутюмов: “ До знакомства с Борисом Александровичем, я понятия не имел о той роли какую играет аранжировка. Он научил нас чувству гармонии музыки, умению ее преподнести слушателю. Он терпеливо относился к нашим идеям и изредка предлагал свои. И каждая его идея била “в точку”!”.

Этот выдающийся человек умер в 1997 году в городе Баку.

_______________________________________________________________

Глава 10 “ Чудо-Магомед”

Он был поклонником “Битлз” и это оказывало влияние на его стиль игры. В то время, как Кутюмов и Ермаков пытались уговорить его играть соло в более жестком стиле, он усмехаясь в усы, кивал, а все равно делал по-своему. И благодаря его упрямству его партии звучали!

У него была одна удивительная особенность: он был левша, но помимо этого, мог не переставляя струн играть “на другую руку”. Причем делал это с одинаковым уровнем игры. Благодаря ему была записана одна из самых лиричных песен группы- “Золушка”.

_______________________________________________________________

Глава 11 “Человек, “испорченный” консерваторией”

Второй подарок, который сделал Рамодин, был новый вокалист. Дмитрий Султанов учился два года в консерватории по классу вокала и это отложило соответствующий отпечаток на его манеру пения. Поклонник творчества Игоря Талькова, он пел “поставленным” голосом эстрадные песни и рок пробовал петь впервые.

Вспоминает Султанов: “ Я пробовал петь их песни, но не мог понять, что хочет от меня Валера. И вдруг во время 10-го или 11-го прогона, меня вдруг “понесло”. Я увидел удивленные глаза Олега и услышал вопль Валеры: “ Вот! Так и пой!”. Больше вопросов по моему вокалу не возникало.”

_______________________________________________________________

Глава12 “Самый профессиональый состав”

Под руководством Рамодина, “Кризис” стал готовить новую программу под названием “Не для продажи!”. Авторство песен, как обычно, принадлежало Кутюмову, но в аранжировке принимали участие все члены группы.

Благодаря Рамодину повышался и уровень профессионализма. Нынешний состав уже не напоминал прежних юношей, игравших на голом энтузиазме. А Рамодин все продолжал и продолжал шлифовать их песни.

Кутюмов, взяв на себя организационную сторону, стал искать возможность претворить в жизнь давнюю мечту- записать альбом. Наконец была выбрана профессиональная студия “Илькин”, где записывались такие звезды азербайджанской эстрады как Полад Бюль-Бюль оглы и Флора Керимова. Возникла проблема спонсирования данного альбома. И вот судьба, в лице тети Димы Султанова, которая была директором одного из кооперативов, улыбнулась им. Она оплатила запись шести песен. Получив спонсорскую помощь, Султанов и Кутюмов направились в студию. Их познакомили со звукорежиссером студии: им оказался молодой парень, лет 23-х. Его звали Расим Касумов.

_______________________________________________________________

Глава 13 “ Мультиинструменталист”

В чем всегда везло группе, так это в людях, которые встречались на ее творческом пути. Одним из них стал Расим. Человек, беззаветно влюбленный в музыку, он даже добился разрешения у руководства студии и поставил в служебной комнате “раскладушку”, чтобы не ездить а ночь домой.

Расим довольно прилично играл на многих инструментах и разбирался в современной звукозаписывающей технике. Он сразу же понял что хотят от него музыканты и добивался звучания которое требовалось.

Вспоминает Султанов: “ Когда мы с Валерой оказались в студии, то были ошарашены обилием незнакомой нам техники. Расим стал для нас проводником в мир современной звукозаписи. Он чувствовал что мы хотим и помогал нам найти нужное звучание. На всем протяжении записи мы чувствовали его полноправным членом группы”.

Вспоминает Кутюмов: “ Мы втроем: Дима, Расим и я целыми днями, а иногда и ночами, проводили в студии. Я с помощью Расима записывал основные партии: барабаны, клавишные, скрипки и т. д. Мы перебирали десятки различных звуков, пока я находил нужный для данной песни.Это была прекрасная пора!”

Наконец, спустя две-три недели, основной материал был готов и в студию пришли Ермаков и Рамазанов чтобы записать свои партии. Через три дня альбом, состоящий из шести песен, был готов.

Вспоминает Ермаков: “Когда мы вместе прослушали окончательный результат микширования и сведения песен, то радовались как дети. Теперь у нас был готовый результат наших трудов. Мы с Магомедом даже напились на радостях”.

_______________________________________________________________

Глава 14 “ Пробная раскрутка”

Теперь необходимо было опробовать эти песни на публике. Расим устраивает “Кризису” участие в сборном выездном концерте организованном студией “Илькин”. Песня “Ностальгия” была принята публикой “на ура!”.

Вспоминает Султанов: “ Мы, как и все участники концерта, естественно выступали под “фанеру”. Но это была наша “фанера” над созданием которой мы столько трудились”.

После этого неожиданно начался “мертвый сезон”. Концертов в ближайшее время не предвиделось и группа, по предложению Кутюмова, решила снять видеоклип на одну из песен альбома. Начались поиски фирмы которая могла бы снять такой клип и, конечно же, очередного спонсора.

Но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться: из-за сложившихся семейных обстоятельств, один из создателей “Кризиса”, его бессменный лидер и идеолог, Валерий Кутюмов переезжает в Ессентуки.

_______________________________________________________________

Глава 15 “В Баку нас больше нет!”

После отъезда Кутюмова, организацией “раскрутки” занялся Султанов. Он устроил выступление группы на сборном концерте в городе Сумгаите и на новогоднем шоу в стенах цирка г.Баку.

Вспоминает Ермаков: “ После ухода Валеры мы пытались идти дальше. Фонограмма с песнями оставалась у нас, но это было лишь частичное решение проблемы, ведь надо было готовить новый материал, а всем этим у нас занимался он”.

На этом деятельность “Кризиса” в Баку закончилась. Спустя год, на Азербайджанской киностудии был снят документальный фильм о январских событиях в Баку. Саундтреком к данному фильму послужила песня “Кризиса” “Город в огне”.

После этого Олег Ермаков переезжает в Красноярск и это было последней точкой в бакинской истории группы.

_______________________________________________________________

Глава 16 “Шоу должно продолжаться!”

Вспоминает Кутюмов: “ Когда я переехал в Ессентуки, у меня было очень горькое чувство утраты. Группа, которой я отдал свыше 10 лет распалась!. Но я знал, что не остановлюсь и буду продолжать, хотя заниматься этим в незнакомом городе, было трудно.”

На протяжении всего времени Кутюмов поддерживал связь с Дмитрием Граховым, который по-прежнему поживал в Воронеже.

“Я никогда не оставлял надежды, что мне удастся “перетащить” Диму в Ессентуки, - вспоминает Кутюмов – Мы постоянно переписывались и он уже начинал подумывать о приезде в Ессентуки. Но в декабре 1994 года я получил письмо от его брата о том, что Димы больше нет. Он скоропостижно скончался в одной из больниц Воронежа. Читая письмо, я плакал и не стыдился своих слез, потому что Дима был для меня больше чем друг, он был мне как брат”.

Кутюмов понемногу начинает писать песни для нового альбома, решая заняться исключительно студийной деятельностью. Он знакомится с гитаристом Николаем Ивановым, который соглашается принять участие в записи. Остается проблема поиска вокалиста и Кутюмов предлагает Дмитрию Султанову приехать в Ессентуки для записи вокальных партий.

Проблема с поиском студии звукозаписи решилась случайно: в Пятигорске Кутюмов знакомится с Вячеславом Бадраком, который предлагает записываться в его частной студии. После этого обновленный состав “Кризиса” приступает к записи второго альбома “Сновидение”.

_______________________________________________________________

Глава 17 “Второе дыхание”

Работа над альбомом продвигалась успешно. После приезда Султанова, были записаны основные вокальные партии, бэк-вокал записала, приглашенная по такому случаю, Наталия Ушпик. В декабре 2000 года альбом был завершен.

Кутюмов, с удвоенной энергией занялся его распространением. Были записаны аудиокассеты и компакт-диск, куда вошли все песни с первого и второго альбома группы. А Кутюмов и Иванов начали готовить материал для следующего альбома.

_______________________________________________________________

Глава 18 “Послесловие”

На сегодняшний день группа записывает свой третий альбом под рабочим названием “Компромисс”. Достигнута предварительная договоренность с фирмой “9-и канал” о съемках видеоклипа на одну из песен с этого альбома.

История группы не завершена и последняя точка еще не поставлена.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

________________________________________________________________

Прошло более полугода с тех пор, как были написаны эти строки. С тех пор много чего произошло в истории группы и пришло время дополнить биографию "Кризиса".

 

Глава 19 "Компромисс"

И вот вышел в свет третий по счету альбом группы. Музыканты, познавшие возможности работы в оснащенной компьютерами студии, использовали их для обогащения звучания песен написаных Кутюмовым.

Благодаря широкому использованию гитарных партий Иванова,альбом стал более "жестким", но не менее мелодичным.А компьютерная обработка голосов Султанова и Ушпик добавили красоту общему звучанию.

Вспоминает В.Кутюмов:"Когда я готовил материал для записи альбома, я постоянно вспоминал Диму Грахова. Ведь некоторые песни мы задумывали сочинить еще вместе с ним.И поэтому запись данного альбома я посвятил его памяти. Жаль что он не может услышать эти песни."

________________________________________________________________

Глава 20 "AnastAsia"

Постепенно осваивая компьютер и Интернет, Кутюмов случайно знакомится с профессиональным веб-дизайнером Анастасией Комнацкой, которая согласилась помочь группе в оформлении сайта и обложек альбомов. Благодаря ее мастерству, сайт "Кризиса" целых две недели занимал первую строчку в рейтинге 250 российских сайтов. А обложки альбомов стали гораздо привлекательнее.

"Мне очень легко работать с Анастасией, она с полуслова понимает то, что я хотел бы видеть в макете обложки - вспоминает В.Кутюмов - А каждая ее идея принималась, практически без изменений."

_________________________________________________________________

Глава 21 "Реклама-двигатель торговли"

После записи альбома "Компромисс", группа решает сделать сборник "The Best", куда вошли 15 лучших песен "Кризиса".

Группа начинает делать шаги в сторону "раскрутки" данного альбома. Вспоминает Д.Султанов:"Наконец у нас в руках было то,что не стыдно было бы представить на радио и ТВ."

Параллельно с этим, сайт группы продолжал набирать обороты, привлекая все больше посетителей. В гостевой книге сайта появились записи из США, Испании, не говоря уже про гостей из ближнего зарубежья. Кроме этого сайт был включен в "Желтые страницы Ставрополья". Но без телевидения это было не то, что хотели музыканты.

_________________________________________________________________

Глава 22 " Кризис на ТВ" (каламбур)

И вот пришел долгожданный день! Группа получает приглашение выступить в прямом эфире на Ставропольском ТВ. Во время этого выступления прозвучали две песни "Кризиса".

"Это был прямой эфир и мы знали что нас транслируют по всему Ставропольскому краю - рассказывает Н.Иванов - В этой передаче у нас брали интервью и поэтому мы немного волновались".

Практически одновременно с этим, на студии "9-й канал" были завершены сьемки видеоклипа  на песню "Когда я уйду". Его сразу же стали показывать по каналу ТВ 3 и один раз показали по Ставропольскому ТВ.

Вспоминает В.Кутюмов:"Это было очень необычное и, не скрою, приятное чувство. Нам звонили наши знакомые и друзья и поздравляли с выходом в эфир.И когда я видел по телевизору наш клип, я был удовлетворен тем, что наши труды не пропали даром.И я лишний раз убедился в силе ТВ, когда меня узнала продавщица одного из магазинов, смотревшая наше выступление."

_________________________________________________________________ 

Глава 23 " Проекты, планы..."

Группа не останавливается на достигнутом. В августе 2002 года "Кризис" планирует дать несколько концертов на КМВ. В планах - снять еще один видеоклип и выступить на радио. Каждый из членов группы по-своему самобытен и у каждого есть свои идеи, которые не всегда умещаются в рамки творчества группы. Кутюмов уже записал свой сольный альбом "Киберкоп" и параллельно готовит материал для записи второго, а Иванов мечтает о записи своего сольника, где будет сделан акцент на гитарные партии.Но это никак не влияет на творчество в самой группе.И осенью 2002 года музыканты планируют приступить к записи очередного альбома.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

 

 


 
   
 
    


Hosted by uCoz